Когда учить читать?

Васильева Лидия Львовна

Этот вопрос задают себе многие родители. Одна часть родителей принимает решение начать обучение как можно раньше (желательно, чтобы ребенок осваивал азы чтения с первым лепетом), другая — ставит перед собой этот вопрос перед поступлением в ряды школьников.

Остановимся на традиционном взгляде на подготовку к школе. Существует устоявшееся родительское мнение, что готовность к школе — это знание окружающего мира, умение читать, считать и отвечать на вопросы. Следовательно, детей начинают «натаскивать» для поступления в ту или иную школу. В результате — отвращение к учебе и полное отсутствие учебной мотивации.

При кажущейся планомерной подготовке к школе дети часто приходят не умеющими читать или медленно читающими (послоговое или, в некоторых случаях, побуквенное чтение), а это является серьезным препятствием в обучении ребенка в школе.

В связи с этим, по нашему мнению, оптимальным для обучения чтению является возраст 4–5 лет. Поскольку у ребенка к этому возрасту в достаточной мере развит артикуляционный аппарат, он может фиксировать внимание на поставленной задаче и до поступления в школу еще есть время.

Именно в это время стоит начинать подготовку к школе. Так как педагогическая готовность должна основываться на фундаменте зрелости структур мозга, ребенок должен уметь применять различные алгоритмы, классифицировать, группировать, структурировать информацию, перекодировать ее на язык собственных мыслей. Именно эти навыки позволят подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе и избежать стрессовых ситуаций.

Обучение чтению должно строиться на естественных для этого возраста интересах. Детям 4–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим детским интересом можно воспользоваться и ввести ребенка, «погрузить» в мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к 6 годам. Ребенок овладевает чтением тогда, когда испытывает к этому процессу интерес, особую тягу. Но чтение не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, закладывается фундамент будущей грамотности человека.

  • Когда учить читать?

Рекомендуемые товары

Теги: чтение, Васильева