Взрослым о детях и сказках

Сказки — древний и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколение. К.Д. Ушинский называл сказки проявлением педагогического гения народа. Они обладают художественно-поэтической привлекательностью для детей, связанной с богатством поэтических средств, динамичностью событий, пафосом действий положительных героев. Сюжет и фабула, использование таких художественных средств, как образность повествования, гиперболизация (выпуклость черт героев сказки), таинственность и необычность событий, волшебство, царящее в сказке, привлекают ребенка, вызывают у него интерес, влияют на его эмоциональную сферу. Все это определяет непринужденность вхождения в сознание и душу детей определенных поведенческих установок, миропонимания.

Сказки издавна несут адаптационную нагрузку, направлены на социализацию ребенка. Герои сказок демонстрируют способы защиты или решения конфликтов, несут знания о продуктивных способах поведения в различных ситуациях, значимых нормах и правилах поведения. Воспитательное воздействие сказок обеспечивается тем, что они содержат примеры различных ситуаций, их развития, иллюстрации того, что может произойти, если нарушать правила, не слушать взрослых. Наряду с примерами негативных последствий неправильного выбора, сделанного героями, в сказках представлены образцы правильного поведения. Положительные персонажи демонстрируют лучшие личностные качества: взрослые — смелые, сильные, самоотверженные, добрые, справедливые; дети проявляют уважение к старшим, доброту, желание и умение найти контакт с другими людьми. Детские персонажи сказок, как правило, пассивны, что соответствует реальным физическим возможностям ребенка, но при этом высоко ценится их ум, умение ладить с другими персонажами, проявлять уважение, быть добрыми, справедливыми.

Структура сказки, требующая додумать, привнести свой смысл, позволяет рассказчику по-своему трактовать события, привлекать внимание ребенка к тем или иным аспектам, усиливать воспитательное и развивающее воздействие сказки. Серия книг «Интерактивные сказки» задумана для того, чтобы поддерживать интерес ребенка к сказкам, помогать взрослым использовать вековую мудрость разных народов, потенциал авторских сказок для развития своих детей.

Благодаря использованию системы вопросов и заданий ребенок включается в сказочные события, становится участником действия, вместе с героями произведения принимает решения, задумывается о последствиях поступков. Задания учат ребенка видеть динамику сказочного сюжета, повторяющиеся фрагменты, логику и взаимосвязь событий; улавливать и предсказывать развитие сюжета; оценивать поступки персонажей, видеть, к чему они приводят, ставить себя на место героев произведения, понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать; задумываться над идеей сказки, ее уроками; убеждаться в силе добра. Все эти ценные приобретения станут опорой социального развития ребенка.

В книгах также подобраны задания для разностороннего развития детей. Это задания на развитие зрительного восприятия, наблюдательности, памяти, формирование умений распределять и концентрировать внимание, рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Элементы для раскрашивания помогают готовить руку ребенка к письму.

Для обеспечения развивающего эффекта очень важен стиль взаимодействия взрослого с ребенком в ходе работы с интерактивными сказками. Важно не давать ребенку задания и контролировать их выполнение, а приглашать в совместное путешествие в сказку, предоставлять самостоятельность в принятии решений, построении рассуждений, формулировке ответов. Нужно поощрять идеи ребенка (даже те, которые кажутся взрослому неправильными и непродуктивными), терпеливо ждать и положительно оценивать хорошие результаты работы, выражать готовность поддержать при необходимости.

  • Взрослым о детях и сказках

Теги: дети, сказки, интерактивные сказки, раннее развитие