Экологическое воспитание в рамках ФГОСа дошкольного образования

Светлана Николаевна Николаева.

Человек и природа неразделимы: на всех континентах Планеты люди живут и выживают в единстве с окружающей их природой, что проявляется во всем: в образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре. Именно поэтому «природа» становится мощным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

С января 2014 года все дошкольные организации работают по ФГОСу ДО, который не содержит «экологического воспитания». Однако экологическое воспитание в детском саду может быть, и оно целесообразно, т.к. при систематическом его осуществлении реализуются все образовательные области «Стандарта».

  1. Познавательное развитие. В рамках экологического воспитания дошкольники получают разнообразные знания из области естествознания: о неживой природе как среде жизни растений, животных, человека, о Солнечной системе и планете. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными факторами жизни на Земле, получают знания о сезонных явлениях природы, о многообразии растений, животных и их приспособленности к самой различной среде обитания.
  2. Речевое развитие. Познание природы через картины, книги, телевизор сопровождается речью — беседами, обсуждением, вопросами-ответами, рассказами. При этом дети расширяют словарный запас, учатся связной речи, построению предложений и правильному использованию грамматических форм. Большое значение для развития речи имеют обсуждение фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи.
  3. Социально-коммуникативное развитие. Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за животными, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, которые направлены на сохранение природных экосистем. Коллективный труд в любом «экологическом пространстве» детского сада способствует развитию эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
  4. Художественно-эстетическое развитие. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или в произведениях искусства, если воспитатель обращает их внимание. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.
  5. Физическое развитие связано с экологическим воспитанием через обогащенную эколого-развивающую среду, в которой живут дети. Хорошо озелененный детский сад, цветущие растения и птицы на участке, большой и красиво оформленный аквариум в межгрупповом пространстве способствуют оздоровлению: улучшают микроклимат, снимают напряжение у детей и взрослых.

Таким образом, экологическое воспитание, включенное в программу развития детского сада и систематически реализуемое на протяжении учебного года, соответствует работе ДОО по ФГОСу ДО и обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.

С.Н. Николаева,
главный научный сотрудник
Института изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования, д-р пед. наук

  • Экологическое воспитание в рамках ФГОСа дошкольного образования

Рекомендуемые товары

Теги: экологическое воспитание, Николаева