Развитие эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте

Оксана Стази

Дорогие родители малышей, сегодня мы поговорим о чувствах. О тех чувствах, которые развиваются у детей раннего возраста в первую очередь. А для тех, кто удивится и спросит: разве это так важно? — я, опережая данный вопрос, отвечу: очень важно! Ведь в будущем вашему чаду предстоит жить в обществе среди других людей и взаимодействовать с ними практически каждую минуту своей жизни. Каким будет это взаимодействие — успешным или мучительным? Станет ли ваш ребенок счастливым или будет чувствовать себя одиноким среди множества людей?

Ответы на эти вопросы кроются в раннем возрасте ребенка и зависят от того, научили ли его взрослые различать собственные чувства и чувства других людей. Маленьким детям свойственен эгоцентризм. Родители с рождения малыша кормят его, носят на ручках и полностью обеспечивают его комфорт, малыш думает, что так будет всегда. Он растет, а его требования остаются такими же: принеси, подай, сделай ты (а я пока поиграю). Откуда же ребенку знать о том, что мама и папа тоже устают, у них тоже может быть плохое самочувствие, а сосед по песочнице расплакался от обиды, потому что у него отняли его любимую игрушку? Эти важные объяснения должны давать родители, начиная с первого-второго года жизни ребенка.

Эмпатия

Итак, среди чувств у маленьких детей одним из первых формируется эмпатия — способность к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия знакома ребенку уже с первого года жизни! В раннем возрасте она носит глобальный характер, т. к. маленький ребенок еще не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком, как на событие, произошедшее лично с ним.

На втором году жизни характер эмпатии меняется. Ребенок уже понимает, что больно не ему, а другому малышу, но его состояние он воспринимает, как свое собственное.

В двух-трехлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребенок уже может утешить плачущего — гладит его по голове, просит: «не плачь!». Малыш уже способен разделить с родителями или сверстниками удовольствие, угостив их конфетой или поделившись своими игрушками.

Откуда берется эмпатия? Она образуется из распознавания и понимания эмоций. Дети учатся распознавать эмоции еще в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним.

Например, мама, наполненная нежностью по отношению к своему чаду, говорит ему: «Я тебя так люблю, так люблю, что сейчас поцелую, поцелую, поцелую!» — и целует малыша в щечки, ручки и ножки. Родители, расстроенные поведением ребенка, показывают ему недовольство, выражая свои чувства словами: «Я расстроилась, потому что ты разбросал игрушки и не хочешь их собирать. Теперь у меня испортилось настроение, и я не могу с тобой играть, пока мы не приберем в комнате». Или: «Я обиделась, потому что ты кидался игрушками и попал в меня. Мне больно. Теперь я не могу продолжать читать тебе книжку». Подобными объяснениями мать учит ребенка обращать внимание на то, как его поведение отражается на окружающих. И тем самым стимулирует ребенка исправить свое поведение поступками.

Так, в первом случае мать предлагает малышу убрать игрушки на место: «Ты наведешь порядок в комнате (имеется в виду с помощью мамы), у меня поднимется настроение, и я с тобой поиграю». Во втором случае мать призывает малыша извиниться за причиненную ей боль, пожалеть ее и больше не кидаться игрушками, если в комнате есть другие люди. Точно так же родители объясняют ребенку эмоции других людей: «Видишь, девочка плачет. Она расстроилась, потому что с ней не поделились игрушкой. Давай порадуем ее, предложим ей наши игрушки. Что ты можешь дать ей на время?» Подобные объяснения развивают в ребенке чуткость, умение сопереживать, стремление помогать другим.

Читая с малышом книгу, родители таким же образом объясняют ему рисунки в книжке. Например: «Мишка топнул ногой, потому что рассердился. Посмотри, какое у него сердитое лицо: брови нахмурены, рот приоткрыт». Или: «Зайка расстроился, видишь, у него грустное лицо и слезки на щечках».

Внимание: важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже — к 7–8 годам — формируется совесть и к 12-летнему возрасту — умение любить.

Общайтесь со своим крохой, выражайте свои эмоции и чувства, называйте их словами и объясняйте, почему они возникли. Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…). Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс.

Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание.

Эстетические чувства

К трем годам дети эмоционально реагируют на звучащую музыку, различают грустную и веселую мелодии. Все красивое вызывает у них радость и восторг. Важно обращать внимание ребенка на красивый пейзаж, красоту природы, приятную мелодию. Развивайте в ребенке эстетические чувства с помощью творческих занятий (рисование, аппликации, музыка).

Внимание: отсутствие у ребенка эстетических чувств приводит к неполноценному развитию личности, к неспособности в будущем обрести внутреннюю гармонию, выстроить полноценные отношения с окружающим миром, наслаждаться его культурными и духовными ценностями.


Чувства гордости, стыда и вины

Вначале у ребенка формируется чувство гордости за свои достижения, позже — чувство стыда. Предшественником чувства стыда является смущение. Дети старше двух лет способны испытывать смущение (или стыд) при порицании их действий взрослыми.

Формирование чувств гордости и вины начинается в раннем возрасте и заканчивается в дошкольном. Эти чувства вырастают из представлений ребенка о себе, как о плохом или о хорошем мальчике или девочке.

Внимание: маленькие дети не знают, какие они — хорошие или плохие. Об этом им рассказывают окружающие взрослые. Плохих детей не бывает! Все дети иногда плачут, капризничают, плохо спят и т. д. Чаще хвалите малыша за хорошие стремления, инициативу, самостоятельные поступки. Это будет стимулировать его к проявлению наилучших качеств. Если же хороший ребенок постоянно будет слышать о том, что он плохой, вредный, противный — в конце концов он таким и станет. Не зря говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Если ребенок в чем-то провинился, не называйте его плохим, лучше скажите, что это был плохой поступок, и помогите ребенку его исправить. Если у малыша есть дурная привычка, скажите ему, что такой хороший мальчик (или хорошая девочка) должен избавиться от такой плохой привычки.

Чувство гордости закрепляется в ребенке с помощью родительского одобрения и похвалы. В дальнейшем из него вырастает чувство самоуважения и собственного достоинства.

Ребенок, которого не хвалили, не подбадривали, не поощряли, всегда будет довольствоваться самым малым, ведь ему незнакомо чувство гордости и собственного достоинства.

Исследования ученых показали, что первоначальные детские переживания чувства гордости крайне неустойчивы, они возникают во время поощрения ребенка взрослым и исчезают, если поощрения не повторяются. Если же положительная оценка действий ребенка повторяется постоянно в течение длительного времени, то чувство гордости за себя закрепляется и становится постоянным качеством. На основе этого у ребенка формируется потребность в получении положительной оценки взрослого, стремление поступать хорошо и, как итог, развивается чувство самоуважения и собственного достоинства.

Дорогие родители, поскольку в данной статье я делаю акцент на раннем возрасте ребенка, хочу обратить ваше внимание на кризис трех лет. В это время у ребенка формируется самосознание, он начинает отделять себя от взрослых, к нему приходит понимание того, что у него есть свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых, и он требует от родителей осуществления этих желаний. О кризисе трех лет подробнее мы поговорим в следующий раз. Сейчас я завела об этом разговор, чтобы акцентировать ваше внимание на том, что данный кризис обостряет чувства малыша до предела. В результате он становится более восприимчивым к чувствам других людей. Это благоприятный период для того, чтобы научить ребенка беречь близких, мысленно ставить себя на их место, понимать их чувства, уважительно относиться к их желаниям.

Во время кризиса трех лет в результате своего несносного поведения ребенок впервые обособляется от других людей и получает горький опыт реакции окружающих на свое неподобающее поведение. В результате он обучается действовать приемлемыми для общества формами. Например, вместо того чтобы драться, плеваться и кусаться, отбирать чужие игрушки, ребенок научается сдерживать свои эмоции, облекать их в слова, меняться игрушками, ждать и уступать. Но это получится у него не сразу. Даже если он понимает, что так делать нельзя, все равно делает. А потом горько плачет от обиды.

Обиженного малыша нельзя оставлять одного надолго. Взрослый обязан объяснить ребенку, что произошло, что чувствовал он и что чувствовали другие люди. Именно взрослый должен найти выход из сложившейся ситуации и научить ребенка прощать, уступать, извиняться за свое поведение, договариваться мирным путем, находя компромиссы. Ребенок, обучившийся этому искусству, легко вливается в общество сверстников, приспосабливается к детскому саду и к школе.

Дорогие родители, завершая разговор о чувствах, еще раз призываю вас — учите своих детей различать их собственные эмоции и чувства окружающих людей. В будущем это привнесет в их жизнь гармонию и поможет обрести счастье.

И пусть у ваших детей, как говорил Ушинский, сердце будет умным, а ум — добрым!

  • Развитие эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте

Рекомендуемые товары

Теги: развитие ребенка, Стази