Песочная сказкотерапия в дошкольном обучении

Эсаулова Елена Вячеславовна

«У детей своя собственная манера 
видеть, думать и чувствовать…» 
Ж. Ж. Руссо

По статистике детских поликлиник и специальных дошкольных учреждений в наше время всё большее количество детей дошкольного возраста имеет речевое недоразвитие. Очень многие дошкольники нуждаются в помощи учителя-логопеда для развития всех сторон речи.

И психологи бьют тревогу, так как по данным их диагностики у огромного количества ребят уже в дошкольном возрасте выявляются психологические отклонения, которые необходимо корректировать до поступления в школу. Это агрессия, гиперактивность, инертность, страхи, гипервозбудимость, замкнутость и др.

В нашем детском саду мы интегрировали занятия по развитию речи и коррекции психологических проблем у детей подготовительной группы, так как это самые насущные и злободневные вопросы для ребят, стоящих на пороге школьного обучения.

В начале работы  мы взяли рабочую гипотезу о том, что интегрированные занятия по развитию речи и психологии с использованием песочной сказкотерапии совершенствуют связную речь и позволяют эффективно корректировать эмоционально-волевую сферу воспитанников, исходя из их творческого материала. 

Нами были намечены следующие цели:

  1. Совершенствовать связную речь воспитанников при составлении ими сказок с использованием песочной сказкотерапии.
  2. Корректировать эмоционально-волевую сферу детей, исходя из продуктов их творческой деятельности.
  3. Совершенствовать художественные навыки детей при иллюстрировании СВОИХ сказок.

Во время подготовительной работы детям читали, а они пересказывали русские народные сказки, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2005г.) и программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2010г.).

В этой работе нам помогали воспитатели групп.

На данном этапе с детьми подготовительных групп было проведено фронтальное занятие по ознакомлению с песочницами, игрушками, сказочными карточками, а также по обучению первоначальным навыкам придумывания сказки.

Во время основного этапа с детьми был проведен цикл из шести занятий, направленный на обучение составлять сказку при использовании песочной сказкотерапии с техникой «Закопанные предметы». Учитель-логопед для придумывания сказки предлагала детям разные сказочные карточки (на доске или на парте) и закопанные в песок маленькие игрушки (резиновые, пластмассовые, из Киндер-сюрпризов) в зависимости от психологической проблемы, существующей у ребенка.

На заключительном этапе был проанализирован уровень развития связной речи, намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.

Была организована выставка детских художественных работ, которые создавались на основе придуманного ими сказочного сюжета.

В своей работе мы опирались на труды признанных в России сказкотерапевтов: Игоря Викторовича  Вачкова (аспект психологических механизмов воздействия сказок в сказкотерапии), Марины Александровны Панфиловой (создание положительных и отрицательных типов сказок), Светланы Богачевой (аспект использования песочниц и техники «Закопанные предметы» при создании сказок). 

Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что интегрированные занятия по развитию речи и коррекции эмоционально-волевой сферы с помощью сказкотерапии еще не использовались логопедами и психологами в дошкольном обучении.

В процессе работы на начальном этапе у детей были выявлены следующие психологические проблемы: замкнутость, агрессивное поведение, гипервозбудимость, завышенная самооценка, нарушение общения, инертность, фобии (страхи) темноты, неудачи, Бабы Яги, волка и др.

Уже на первом фронтальном занятии дети пытались придумывать сказки самостоятельно под руководством специалиста.

После этого с детьми проводились занятия по песочной сказкотерапии с использованием техники «Закопанные предметы» по подгруппам (5-6 человек), потом занятия в парах и, наконец, - индивидуальные занятия, в процессе которых детьми было создано 28 сказок. Для создания сказки дети отыскивали в песочнице закопанные муляжи животных, резиновые и пластмассовые игрушки, растения и, используя специальные сюжетные карточки, придумывали свою сказку.

Эти сказки непростые: в зависимости от психологической проблемы, ребенку предлагалась определенная задача: сочинить сказку про героя, который, к примеру, боится темноты, Бабы Яги, агрессивный, ленивый и т.д. Мы брали именно ту проблему, которая была именно у этого ребенка, и в конце сказки он должен был найти решение в  создавшейся сложной ситуации и найти из нее выход.

В результате этой работы дети сочиняли потрясающие сказки, в которых развивались все стороны речи, и сами находили пути решения сложнейших психологических проблем.

Эта работа заняла несколько месяцев. После создания сказок детям на занятии по изобразительной деятельности было предложено проиллюстрировать свои работы. Ребята с удовольствием это сделали. Таким образом, получились психологические сказки с детскими рисунками, которые мы объединили в книгу. Также в детском саду была организована выставка детских рисунков.

А теперь самое интересное – примеры детских сказок.

Сказка про зверей.

Жили-были звери в лесу. И никак они не могли подружиться.
Однажды к Свинье пришел Носорог и сказал:
– Давай поиграем в догонялки!
А она говорит:
– Ты быстро будешь бегать, я тебя не догоню!
А потом пришел Лев и сказал:
– Давайте поиграем в прятки!
А Носорог и Свинья отвечают:
– Ты лучше всех будешь прятаться, потому что ты хитрый!
Лев обиделся и ушёл.
А потом пришли Тигр и Леопард и сказали:
– Давайте поиграем в футбол. Мы вместе – целая команда.
И стали они думать, где взять мячик.
Пришел Лев и сказал:
– У меня есть мячик!
И стали все звери играть в футбол. И так они подружились, что с тех пор вместе играли в разные игры и больше никогда не ссорились. (Артем Н., 6 лет)

Сказка про лося.

Жил-был лось. У него было много друзей: три медведя и один носорог. Они всегда играли вместе.
Однажды у лося был День рождения. Но про него все забыли.
Грустный сидел лось под деревом и думал о вкусном торте.
Неожиданно лось услышал громкие шаги. Из кустов появился носорог с красивым красным букетом цветов и сказал:
– Дорогой лось! Поздравляю тебя с Днём рождения! Эти цветы – для тебя! Пойдем на поляну: там тебя ждет сюрприз.
И когда лось вышел на поляну, он застыл от изумления: посреди нее стоял огромный торт с горящими свечками, а вокруг него было много-много зверей. И все они кричали:
– С Днём рождения!
И лось очень обрадовался. Оказывается, никто не забыл о нём!
И, когда рогатый лось задувал свечи, он загадал желание, чтобы у него всегда было много верных друзей и чтобы никто никогда не ссорился. (Арина Г., 6 лет)

При создании и анализе сказок специалистами было отмечено совершенствование у детей всех сторон речевого развития: словаря, грамматики, словообразования, звукопроизношения и связной монологической речи. А также были намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.

Основные способы коррекции детских психологических проблем данной группы:

  • работа психолога по коррекции эмоционально-волевой сферы;
  • совместная игровая деятельность детей;
  • совместная трудовая деятельность детей;
  • проведение спортивных соревнований, состязаний командного типа без выделения лидеров, когда побеждает дружба;
  • чтение сказок детям в начале тихого часа и в семье при укладывании ребенка спать в вечернее время;
  • совместное планирование и претворение в жизнь детских проектов (панно, коллективные рисунки, аппликации, макеты);
  • мероприятия детского сада с привлечением родителей;
  • развитие детского воображения;
  • художественная деятельность;
  • должное внимание к ребенку со стороны семьи (беседы и консультации для родителей);
  • спокойные, тихие игры;
  • отмечание праздников, значимых событий,  дней рождения в группе и в саду.

Педагоги начали коррекционную работу (проведение праздников, спортивных состязаний, развлечений, отмечание дней рождения) и уже через несколько месяцев отметили значительные сдвиги в эмоциональных сфере детей: они стали дружелюбнее, сплоченнее, добрее, жизнерадостнее.

Результаты нашей работы полностью подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Данная работа продемонстрировала высокую результативность в совершенствовании связной речи и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе решения их психологических проблем. 

 Дети с удовольствием «творят» сказки, с радостью бегут на занятия, с увлечением рассказывают, играют, рисуют.

Таким образом, можно разнообразить занятия по развитию речи и психологии, дать детям простор фантазии, ощущение полета в волшебную страну, где мечты становятся явью. И от этой работы их жизнь действительно станет лучше, интереснее, разнообразнее, ярче.

Мы развиваем речь, художественные навыки, решаем сложнейшие психологические проблемы наиболее эффективными способами, предложенными самими детьми… А эти аспекты являются неотъемлемыми составляющими гармоничного развития ребенка.

Эсаулова Елена Вячеславовна 
Учитель-логопед  ГБОУ Гимназия № 1593 СП № 1 г. Москвы

  • Песочная сказкотерапия в дошкольном обучении

Рекомендуемые товары

Теги: сказки, сказкотерапия, Эсаулова